Декабрь 5, 2012

Выплаты по ОСАГО — головная боль автовладельцев

С какими трудностями по выплатам сталкиваются автомобилисты:

По мнению экспертов, нынешняя ситуация в ОСАГО во многом связана с высокой убыточностью, и, как следствие, невыгодностью «автогражданки» для страховых компаний. Цены на полисы ОСАГО, установленные правительством, не меняются вот уже 10 лет, при том, что значительно выросли стоимость запчастей и количество ДТП, определяющие размер страховых компенсаций. Поэтому собранной страховыми компаниями платы за полисы попросту не хватает для выплат по страховым событиям. 

— Конечно, существуют страховщики, которые и не собирались исполнять своё главное обязательство — компенсировать людям ущербы, Их изначальная установка — собрать за полисы деньги, а потом просто-напросто исчезнуть с рынка, унеся с собой отобранные «сравнительно честным способом» суммы, Однако большинство компаний собирались вести себя на рынке прилично. Но не получается. Отсюда отказы, нервотрепка, занижение размера выплат, моральный террор по отношению к своим клиентам. 
 
Безусловно, в этой ситуации владельцы полисов ОСАГО не виноваты. Они скорее страдающая сторона, а трудности страховых компаний — это, конечно, их трудности. Но надо же как-то выходить из положения. 
 
— Сегодня многие филиалы и представительства федеральных и региональных страховых компаний в Томске не хотят принимать решения по выплатам, — комментирует ситуацию независимый эксперт, страховой брокер Елена Панова. — Фактически являясь операторами материнских компаний, они обычно отправляют клиентов в Москву или в другие города, по месту расположения головного офиса. 
 
Есть и такие страховые компании, которые напрочь отказываются принимать заявления на выплату. Их позиция проста: «Идите в компанию виновника аварии». Автомобилист идет в компанию виновника, а она находится в другом городе. И начинаются хождения по мукам. 
 
— Другая распространенная история — заявление на выплату компания приняла, но работу по нему не ведет, — рассказывает Елена Панова. — Тогда клиенту только и остается, что разобраться со страховщиком в суде, хотя для автомобилиста это влетает в копеечку.  Нужно заплатить адвокату, эксперту — «за экспертизу автомобиля, плюс судебные расходы. Кроме того, до окончания судебного разбирательства, свою машину ремонтировать нельзя. Издержки могут исчисляться десятками тысяч рублей. Однако именно судебное разбирательство со страховой компанией единственный реальный шанс получить выплату по ОСАГО. 
 
Как страховщики отфутболивают клиента 
 
В результате того, что ряд филиалов московских компаний под разными предлогами отказывают томичам в выплате по ОСАГО, суды областного центра сегодня завалены исками возмущенных автовладельцев. 
 
И это понятно. С людьми ведут себя просто по-свински. Пинают, как футбольный мяч, от компании виновника к компании, выдавшей полис. Человек может ходить туда-сюда по 10 раз, и всё без толку. Нередко при обращении к страховщику пострадавшего просто посылают матом со словами «разговор окончен». А когда застрахованный клиент пытается записать безобразие на камеру своего мобильника, вызывают охрану, которая берёт бедолагу под белы рученьки и выталкивает взашей. Человек в такой ситуации испытывает сильнейший эмоциональный шок, надолго получая психологическую травму. 
 
По сведениям юриста, рассказавшего корреспонденту «ВТ» и специализирующегося на делах по ОСАГО, чаще всего судебные тяжбы ведутся с филиалами московских страховых компаний — «Росгосстрах», «МСК» (бывшие «Спасские ворота»), «Россия», «Макс», «Регион-гарант». Причём много споров происходит даже не столько из-за отказа в страховом возмещении, сколько по поводу размера произведенной выплаты. Чаще всего страховщики придумывают самые разные причины, чтобы занизить эту сумму. 
 
— У многих автомобилистов, которые впервые сталкиваются с подобным произволом, нередко опускаются руки, они даже и не собираются никуда обращаться, — говорит юрист по делам ОСАГО, — Самые распространенные уловки, которые применяют недобросовестные фирмы: волокита при выплате, затяжка времени, отказ в выплате, занижение размера выплат, неисполнение решений суда по исполнительным листам — человек, выигравший дело в суде, денег ждет годами. Вообще проблемные страховые компании сегодня занимают 50 процентов ранка ОСАГО, а это означает, что у автомобилиста есть большая вероятность при покупке полиса нарваться на недобросовестную компанию. 
 
Используется, нередко, и такая «фишка» — платить всем, но только 20 процентов от реальной суммы ущерба. К примеру, независимая экспертиза показывает, что вред автомобилю при ДТП нанесен на 100 тысяч рублей, а страховая компания говорит, что он составляет всего 20 тысяч. Особенно часто такой схемой пользуется «Росгосстрах». 
 
Как утверждают опытные адвокаты по делам ОСАГО, обманутым и разочарованным автовладельцам бояться судов не стоит: судебные решения почти всегда принимаются в их пользу, Тысячи автолюбителей ежегодно попадают в ДТП, но лишь некоторые из них подают судебные иски вследствие проблем с выплатами по ОСАГО. Здесь главное для автовладельца — выбрать юриста-профессионала, который специализируется на делах по «автогражданке». Потому что, если юрист не в «теме», дело можно и не выиграть. 
 
Куда обратиться? 
 
Ваши действия в случае отказа страховщика в выплате ОСАГО или в случае занижения ее размера: 
— написать жалобу в Инспекцию Страхового Надзора; 
— написать претензию в РСА (Российский союз автостраховщиков) г. Москва; 
— лучше всего обратиться к юристам-профессионалам
 
Кто чаще всего отказывает в выплатах? 
 
В первом полугодии 2012 года треть отказов в выплате страховых компаний пришлась на договоры по ОСАГО. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). 
По абсолютному количеству отказов в выплате 1-е место занял «Росгосстрах» — 51 553 отказа. 2-е место заняла компании «Альянс», 3-е место — МСК, 4-е — «РЕСО-Гарантия», пятое — «Ингосстрах», Что касается отказов в выплатах по договорам ОСАГО, 1-е место также занял «Росгосстрах» (31 965 отказов), за ним с большим отрывом по числу следуют «РЕСО-Гарантия» (4404), ВСК (3492) и МСК (2991). «Росгосстрах» занимает и 1-е место по числу отказов по КАСКО -11 641 отказ. 
 
Причины снижения средней выплаты по полисам ОСАГО могут заключаться в сокращении количества ДТП или снижении убытков. Однако, по данным ГИБДД, количество ДТП в 2012 году возросло по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Количество заявленных убытков осталось примерно на том же уровне. А между тем сборы страховщиков растут. Поэтому возможно предположить, что страховые компании пытаются сознательно минимизировать выплаты. 
 
По мнению экспертов, если такая тенденция сохранится, для страховых компаний это может обернуться увеличением количества исков с одной стороны, с другой — увеличением спроса на КАСКО: таким способом автовладельцы постараются гарантировать себе более-менее адекватные выплаты после аварии. 
 
Новости

Комментарии закрыты.